Ощущается некая отдельность от привычного сценария действий и собственного представления о себе. Происходит встреча с иным переживанием себя и поиском ответов на вопросы: «А кто я?» Действительно Я тот, кем себя знаю и представляю, или Я - это нечто другое?
Более глубокий процесс может привести к тому, что наступает возможность увидеть, как устроена система, в которой я прожил всю жизнь и вообще вся система вокруг меня, не только моя семья, а социальная система моего воспитания в этой стране и как устроен мир и вселенная. Осознавание этого устройства могут сопровождаться различными ощущениями: начиная от отвращения увиденным, до ощущения себя чем-то неотъемлемым этого устройства и части вселенной.
В момент сепарации появляется ощущение того, что сложно быть одному и необходима связь с кем-то. Наступает встреча с экзистенциальным одиночеством и страх неизвестности. И это понятно. Представьте, что вы всю жизнь живете по привычному сценарию. Знаете куда идти, что делать, а если даже не знаете, то члены системы всегда подскажут. Например, мама может сообщать: «Помой за собой посуду» или «Одень шапку. На улице холодно».
Однако теперь вам вдруг дарована полная свобода, где вы предоставлены только сами себе. И это на какое-то время может выбивать почву из под ног. Происходит раскоординация.
Я замечаю, как устроена вся система, я осознаю, что я долго являлся частью этой системы. Но сейчас я вышел из нее, все я уже не в ней. Стоп. И вот оно: «А кто Я?..»
Я словно чистый лист. Бери и рисуй. И художник только я сам себе и никто больше. Страшно. Очень одиноко. И возникает следующий вопрос: «А что рисовать?..». И самое главное: «Как? Так чтобы не ошибиться». А кто решает, что ошибка, а что правильное действие? Стоп.
Я… Я решаю. И только Я.
И пока я не дам себе время и труд разобраться кто Я, какова моя жизнь и какой я ее хочу видеть – меня и не появится. Не появится ни собственного смысла, ни собственных ценностей. Это сложный, напряженный и болезненный период жизни. Но без него не возможен переход на следующий уровень личностного и душевного развития.