Я делала для себя конспект, и решила поделиться с вами, какие вопросы задавали Ирвину, и что он отвечал. Поскольку записывать приходилось быстро, то местами я успевала записать дословный перевод, а местами он обработан моими собственными словами, чтобы довести до смысла, который передавал Ирвин Ялом. Ответы не полные, что успела, но старалась выхватывать суть.

- Над какой книгой вы работаете сейчас?
- Я пишу мемуары, возможно это окажется моя последняя книга.
- Что для вас такое счастье?
Я чувствую себя счастливым и это связано с тем, что я переживаю очень мало сожаления, я реализовался. «Как жить без сожаления?», - вот главный вопрос, который нужно поставить перед собой.
- Что самое важное вы бы передали детям?
- Я бы передал:
- эмпатию,
- относится к людям, как друзьям,
- думать перед тем, как говорить,
- не наносить ран другим людям - очень мудрый подход.
Нужно думать, как ты относишься к другим людям. Мы с женой попытались это передать детям своим примером, отношением друг к другу. Они чувствуют мои ощущения того, как я отношусь к своей жене. (Ирвин в браке с 15 лет и у него 4 детей).
- Из какого внутреннего источника вы исходите, что пробуждает ваш профессиональный интерес, дает силу и энергию жить?
- Всегда надо получать удовольствие от того, что ты помогаешь другим людям. Иметь способность задумываться, получать ощущение удовлетворения и испытывать радость и удовольствие от того, что ты психотерапевт.
- Если бы у вас была возможность встретиться с любым человеком на Земле и выпить чашечку чая, кто бы это мог быть?
- Я бы встретился с кем-то из великих писателей. Достоевским, Толстым, Набоковым. Поскольку у меня две профессии, полдня я психотерарапевт, а полдня писатель. И я бы встретился с Фрейдом. Иногда я чувствую, что Фрейда сейчас недооценивают, я бы хотел с ним поговорить.
- На сколько должен самораскрываться терапевт?
- Должен быть контакт с психотерапевтом. Некоторые терапевты боятся о себе рассказывать. Я многое готов открыть о себе, если пациенты спрашивают «вы женаты, есть ли дети» и т.д., я всегда отвечаю на эти вопросы. Если клиент заходит слишком далеко и, например, спрашивает «сколько раз вы мастурбируете?», вы всегда можете сказать ему: «Скажите в чем выгода вашего вопроса? Почему вы хотите поставить меня в неловкое положение?». И это то, что сделает вас ближе. Но клиенты обычно не заходят так далеко. (об этом можно почитать в книге «Лжец на кушетке»)
- Как вы думаете кто может продолжать ваше дело?
- Я воспитал много людей в Стенфорде, я возглавлял много разных супервизорских и терапевтических групп, есть мои читатели. Я думаю, все они будут передавать то, что передаю им я.
Важно, чтобы психотерапевты имели возможность собираться в психотерапевтические или супервизорские группы, где они имеют возможность встречаться. Это питающая среда для терапевта, потому что чаще терапевты работают в одиночку.
- Как смерть помогает нам жить?
- Смерть - это фундаментальный глубинный страх, который покрывает все страхи. Преодоление страха смерти - пробуждение жизни.
До Фрейда я изучал работы различных философов: Декарта, Камю, Кафка, Достоевского.
Смерть, Свобода и Изоляция находятся на равне друг с другом.
(Ирвин рассказывает историю больного раком, когда рак повлиял на его переоценку жизни и к нему пришло осознавание: "Я так умираю тяжело, что жил неправильно". Тут же он приводит в пример роман Л.Н.Толстого «Смерть Ивана Ильича» и книгу Диккенса «Рождественская Песнь»).
- Мы можем многое узнать о смерти, проживая нашу жизнь. Когда мы смотрим на смерть, важно понять, как мы к ней подходим, как мы жили все это время. Смерть заставляет нас пробудится и начать жизнь заново.
- Чтобы вы посоветовали человеку, который в 45 лет решил поменять профессию и стать психотерапевтом?
- Если у него есть финансовый достаток, то психотерапия может стать для него развитием души. Одно из преимуществ нашей профессии - это то, что можно заниматься ею долго. Мне 85 лет, и я продолжаю заниматься профессией. Это не из-за денег, а из-за удовольствия. Мне кажется, мне очень повезло с моей профессией.
- Что такое смысл жизни?
- Эмпатия, альтруизм, помощь другим.
- Как позволять себе радоваться и мечтать, и воплощать свои желания?
- Нужно быть сосредоточенным не на себе, а на других. Мы даем что-то важное людям. Если взглянуть на смысл жизни, то книга Виктора Франкла «Сказать жизни Да!» рассказывает нам о разных путях.
- Нужно ли рассказывать детям о смерти?
Дети легче справляются с любым опытом, если с ними об этом разговаривать. В терапии я всегда спрашиваю: "Какой был ваш первый опыт? Что это для вас значило? Что последовало за этим опытом? И выясняется, что много есть чего не пережитого с детства."
Нужно быть честным, что каждый умрет, нельзя смерть отрицать в разговорах. Переживания смерти могут длиться какое-то время, год, но дальше остается память о чем-то совместном.
- Что является вашим кредо?
- Жить без сожаления, реализовывать себя, помогать другим людям, любить.
- О чем бы вы хотели еще сказать?
- Я хочу сказать, что терапевты должны заниматься терапией и прежде всего по отношению к себе, собираться в группы, не уходить в изоляцию, любить свою семью.